anatoly Опубліковано: 23 липня 2010 Автор Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) относительно недавно стал непременной принадлежностью легкового автомобиля. И хотя система эта, в общем-то, не очень сложна, далеко не все автомобилисты научились свободно ориентироваться в ее болячках. Учитывая это, мы попросили специалиста АЗЛК В. Банникова поделиться практическими сведениями и советами по данному вопросу. Неисправности ЭПХХ В самом начале нашего разговора стоит, видимо, сказать несколько слов о том, зачем вообще нужна система ЭПХХ. Не так уж редко, а в условиях городской езды очень часто нам приходится полностью отпускать педаль акселератора при включенной передаче. Двигатель при этом не крутит колеса, а, наоборот, оказывает тормозящее действие. Этот режим называют принудительным холостым ходом. Отметим: мотор хоть и не производит полезную работу, а бензин, поступающий через систему холостого хода в карбюраторе, потребляет. Напрасный расход топлива не так уж и мал: при напряженной езде по городу он составляет в среднем 0,5 литра на 100 километров пути. Но неприятность состоит не только в этом. Во время принудительного холостого хода бензин сгорает не полностью, поэтому токсичность выхлопных газов резко возрастает. Важность этого обстоятельства вряд ли нужно комментировать. Экономайзер принудительного холостого хода автоматически перекрывает подачу топлива в двигатель, вследствие чего и бензин экономится, и атмосфера меньше загрязняется. Теперь несколько слов о другой стороне дела. В системе ЭПХХ, как и во всякой системе, могут появляться неисправности. Внешние их признаки состоят в следующем: двигатель не работает на холостом ходу или работает неустойчиво; двигатель останавливается при нажатии на педаль сцепления после торможения с включенной передачей. Разумеется, причины таких неполадок могут быть разными, но ЭПХХ – наиболее вероятный виновник. Следовательно, грамотный автомобилист должен знать принципиальное устройство ЭПХХ, владеть приемами диагностирования этой системы и уметь устранить найденную неисправность. Это, собственно, и должно быть предметом нашего рассмотрения. Но такой разговор нужен тем, кто умеет и любит возиться с техникой. Тем же, кто от техники достаточно далек и ее загадки перекладывает на службу автосервиса, можно посоветовать следующее. В случае, когда мотор вашей машины перестал устойчиво работать (или вообще хоть как-то работать) на холостом ходу, а во всех других режимах не вызывает нареканий, вытяните ручку воздушной заслонки («подсоса») так, чтобы обороты холостого хода стали довольно большими (около 2000 об/мин) и двигатель заработал устойчиво. Если это получиться, то виновником, скорее всего, действительно является ЭПХХ. С вытянутой ручкой мотор будет шуметь, расход топлива возрастет, но ехать до места ремонта можно. Ненамного сложнее отключить систему ЭПХХ и какое-то время (до ремонта) ездить вполне нормально – так, как все ездили в прежние годы. Для этого на «жигулях» с карбюратором типа «Озон», на ЗАЗ-968М, на «москвичах» (кроме АЗЛК-21412) и ГАЗ-24-10 резиновой трубкой соединяют между собой два штуцера: тот, что установлен на впускной трубе и тот, который выходит из пневмоклапана ЭПХХ на карбюраторе. На ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102, а также на некоторых ВАЗ-2105, которые оснащены карбюратором типа ДААЗ-2108, нужно вывернуть из карбюратора электромагнитный клапан, удалить из него подвижный якорь и ввернуть на место. Ну, а теперь продолжим разговор с теми, кого интересует сама система ЭПХХ. Это не будет рассказ о ее устройстве; публикации такого рода неоднократно были и в «За рулем», и в других изданиях. Поговорим об оценке работоспособности системы, о возможности самостоятельной регулировки и ремонта ее узлов. Исходное положение заключается в следующем. Сегодня у нас есть два принципиально различающихся варианта этой системы. Первый – тот, который изначально назывался «Каскад»: с отдельными электрическим и пневматическим клапанами. Он применяется с карбюраторами, имеющими автономную систему холостого хода. Второй вариант спроектирован для карбюраторов типа «Солекс» (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102). Узлы и детали этих вариантов (в первую очередь это относится к электронным блокам управления) невзаимозаменяемы, поэтому и сами варианты мы рассмотрим по отдельности. Первый вариант Применяемые здесь управляющие электронные блоки различаются только порогами срабатывания (табл. 1). Другие детали (микропереключатель, пневмоклапан, электромагнитный клапан) у всех модификаций в принципе одинаковы. Таблица 1 В пневмоклапане возможны прорыв диафрагмы и негерметичность запорного элемента. Первый дефект проявляется в том, что двигатель глохнет на холостом ходу; поврежденную диафрагму надо заменить. Второй можно выявить на холостом ходу, сняв трубку со штуцера пневмоклапана. Двигатель при должен заглохнуть. Если этого не происходит, то, значит, запорный элемент негерметичен и нуждается в замене. Возможные дефекты электромагнитного клапана – обрыв обмотки и негерметичность запорного элемента. В первом случае двигатель глохнет на холостом ходу. Обрыв обмотки определяют тестером или омметром; ее сопротивление должно быть от 32 до 42 Ом. Если нет контрольного прибора, при неработающем двигателе соединяют один из выводов клапана с «плюсом» аккумуляторной батареи (другой вывод клапана должен быть соединен с «массой» автомобиля). Срабатывание исправного клапана сопровождается характерным щелчком. Второй дефект можно выявить на холостом ходу, сняв провод с одного из выводов клапана. Двигатель должен глохнуть, в противном случае электромагнитный клапан нуждается в замене. Чтобы проверить исправность блока управления, необходимо на холостом ходу снять штекер с одного из выводов микропереключателя, а затем, медленно открывая дроссельную заслонку, повысить обороты до порога отключения. При этом двигатель должен работать с пульсацией частоты вращения (она хорошо заметна на слух). Этот автоколебательный режим свидетельствует об исправности всех элементов системы, кроме микропереключателя, который проверяют отдельно (см. ниже). Если вызвать автоколебания не удается, а оба клапана системы исправны, то неисправен блок управления. Здесь возникает естественный вопрос: нельзя ли при отсутствии штатного блока применить изделие с другой маркировкой? Это возможно при условии, устанавливаемый блок имеет пороги срабатывания не ниже, чем у штатного (см. табл. 1). Скажем, на ВАЗ-2105 подойдет «запорожский» 1402.3733, но не наоборот, поскольку в таком случае при сбросе газа мотор может глохнуть. Следует также иметь в виду, что упомянутая замена несколько снизит экономию топлива, предопределяемую наличием системы ЭПХХ. Микропереключатель проверяют следующим образом. Вначале надо снять с его вывода наконечник, соединенный с контактом 1 блока и одним из выводов электромагнитного клапана. К освободившемуся выводу микропереключателя подключают один из проводов контрольной лампочки; второй ее провод соединяют с «массой». Если контрольная лампа горит уже на холостом ходу (ранняя регулировка срабатывания микропереключателя) или загорается после начала автоколебаний (поздняя регулировка), то положение микропереключателя необходимо скорректировать. Для этого ослабляют два винта его крепления, по положению лампы подбирают нужное положение и вновь затягивают винты. У карбюратора 2140-1107010 («Москвич-2140» и ижевские машины) для этой операции есть специальный регулировочный винт. Если же контрольная лампа вообще не загорается, то значит, микропереключатель неисправен и его надо заменить (впрочем, иногда достаточно только промыть). Следует иметь в виду, что ранняя регулировка срабатывания микропереключателя снижает эффективность работы ЭПХХ вплоть до полной потери нужного эффекта, когда контакты микропереключателя замкнуты при отпущенной педали акселератора. Поздняя регулировка приводит к рывкам автомобиля при движении на малой скорости из-за автоколебательного режима работы двигателя. Поэтому целесообразно стремиться к возможно поздней регулировке, не допуская, однако, возникновения автоколебаний. Заметим, кстати, что во время регулировки двигатель должен быть хорошо прогрет. Как восстановить работоспособность двигателя, если какой-то элемент системы ЭПХХ вышел из строя? Есть несколько способов, но все они, разумеется, ведут к одному результату: экономайзер вообще отключается и мотор работает без него. О соединении трубкой штуцера пневмоклапана со штуцером на впускной трубе, который служит для отбора разряжения, мы уже говорили. При неисправности блока управления можно установить временную перемычку между его выводами 1 и 2. Если неисправен микропереключатель, надо просто перемкнуть его выводы. В случае прорыва диафрагмы пневмоклапана эти меры не помогут. Тогда следует вынуть из карбюратора пневмоклапан, удалить его запорный элемент (резинку) и установить этот клапан на место. Второй вариант Несколько иначе устроена система ЭПХХ, применяемая на автомобилях с карбюраторами типа «Солекс». Рассмотрим ее работу, а также способы поиска и устранения неисправностей. Система содержит блок управления типа 50.3761, электромагнитный клапан 2108-1107420 и так называемый датчик-винт 2108-1107240. Последний используется взамен микропереключателя: при закрытой дроссельной заслонке контакты датчика-винта замкнуты, а при открытой – разомкнуты. Пневмоклапана здесь нет. Основные неисправности датчика-винта: короткое замыкание (на «массу») и отсутствие замыкания контактов при отпущенной педали акселератора. Первый дефект проявляется в уже описанном дерганье автомобиля (из-за автоколебаний), а второй – в ухудшении торможения двигателем (из-за прекращения работы ЭПХХ). Обе неисправности можно обнаружить при помощи тестера или контрольной лампочки, один конец которой соединен с «плюсом» аккумуляторной батареи, а второй – с выводом датчика-винта (отключенным от жгута проводов). При полностью отпущенной педали акселератора лампа должна гореть (не мешает убедиться, что привод дроссельной заслонки не препятствует ее полному закрытию, иными словами – что заслонка не зависает на приводе). Если она не горит, то, значит, возможен внутренний обрыв с его выводом. При отсутствии обрыва необходимо завернуть датчик-винт до момента загорания контрольной лампы. Если частота вращения коленчатого вала при этом будет завышена (по сравнению с ее значением, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля), то карбюратор требует ремонта. После открытия дроссельной заслонки лампа должна гаснуть. Если этого не происходит, значит, датчик-винт имеет внутреннее короткое замыкание и требует замены. Основные неисправности электромагнитного клапана: обрыв обмотки и негерметичность запорного элемента. При обрыве обмотки работа двигателя на холостом ходу невозможна (сопротивление этой обмотки должно быть 70–80 Ом). Вторую неисправность можно обнаружить на холостом ходу, сняв провод с вывода электромагнитного клапана. Двигатель должен глохнуть. Герметичность запорного элемента в большинстве случаев можно восстановить притиркой иглы к седлу клапана с использованием полировальной пасты. Для проверки блока управления необходимо на холостом ходу снять провод датчика-винта и соединить его с «массой». Медленно открывая дроссельную заслонку, нужно добиться возникновения автоколебаний. Если это не удается, а запорный элемент клапана герметичен, то блок управления неисправен и нуждается в замене. В случае, когда известно, что неисправен блок управления, можно установить временную перемычку между его выводами 4 и 6. Ремонт Принято считать электронные блоки управления ЭПХХ неремонтопригодными. Однако квалифицированные радиолюбители могут попытаться восстановить работоспособность неисправного блока заменой его выходного транзистора. Одновременно полезно проверить диод, подключаемый в блоке параллельно обмотке. Поэтому укажем типы этих деталей. В качестве выходного транзистора и диода в блоках 25.3761, 14.3733 и 50.3761 (каждый из перечисленных типов включает и его модификации) используются соответственно следующие комплектующие элементы: КТ814Г и КД103А; КТ814В и КД105Б; КТ816Г и КД103А. Кроме того, опытные радиолюбители могут изготовить блок управления самостоятельно, воспользовавшись схемами, приведенными в журнале «Радио» (1985, №7, с. 29–31; 1986, №7, с. 45–46; 1989, №8, с. 30–33), настроив пороги срабатывания в соответствии с табл. 1. Укажем, что два первых номера журнала содержат описание блока для системы первого варианта, а третий – для системы второго варианта. Чтобы дать более четкое представление о функциональных различиях этих двух вариантов, приводим табл.2. Таблица 2 1 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Гість Mord Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 З свого досвіду можу додати таке. В блоці ЄПХХ 252.3761 для карбюратора ДААЗ-210733, на виході стоїть транзистор КТ 814Б. От він і виходить з ладу найчастіше. Ознаки - затруднений запуск двигуна, погана робота на ХХ, при різкому "газу" - глохне. Транзистор коштує 1 грн, ще потрібно 10 хв терпіння, паяльник, припой і флюс. Все Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
konevas Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Выложите кто нибудь фото или схему как подключена эта ЭПХХ на ОЗОН, а то она у меня присутствует, но не подключена, на клапане 3 соска, что куда подключать??? И есть ли смысл подключать ЭПХХ? Многие говорят что это бесполезно и толку от нее мало. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Rasp Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 konevas писал(а): Выложите кто нибудь фото или схему как подключена эта ЭПХХ на ОЗОН, а то она у меня присутствует, но не подключена, на клапане 3 соска, что куда подключать??? И есть ли смысл подключать ЭПХХ? Многие говорят что это бесполезно и толку от нее мало. На ОЗОНе смысл есть, на СОЛЕКСе - минимален и обычно все подключение сводится к подаче +12 с замка зажигания Толк хотя бы в том, что с подключеной системой ЭПХХ торможение двигателем намного лучше чем без нее, вообщем если уже стоит то подключать однозначно.Самая толковая схема, из тех, что мне попадались.З.Ы. С +12 не мудри - подключай с катушки. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
konevas Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Спасибо, будем пробовать Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
S@K Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Как показала практика пользы от даного девайса мало, а проблем полно особенно при эксплуатации в зимний период. Лично с меня эта гадость долго кровь не попила, терпения хватило на пару месяцев, плюнул и подключил на прямую... 1 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Гість CJ Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 За 22 года никаких поломок и капризов ЭПХХ. Что Я не так делаю? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
S@K Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 CJ писал(а): За 22 года никаких поломок и капризов ЭПХХ. Что Я не так делаю? Извиняюсь за сарказм, но может просто забыл подключить .СJ, а ты лично 22 года на москвиче ездиш??? А сколько вам лет, если не секрет? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Гість CJ Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Подключить ничего не забыли Не секрет - мне 29 лет, на мосе езжу с 17. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Rasp Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 чему там ломаться - двум деталям? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
S@K Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 Вот только ненужно "крылатых фраз". Ломается всё и везде в независимости одна это деталь или их там 15. Я свою точку зрения никому не навязываю, просто говорю что лично на моей практике эта порнография никогда нормально не работала (летом ещё кое как, но зимой это ужас). Вывод каждый сам делает, токо он со временем почемуто к одному знаменателю сводится . Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
zap. Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 вставлю свои пять копеек: 20 лет проработал блок управления ЭПХХ, недавно вышел из строя, а вот новый вышел из строя через неделю - теперь делема, где купить нормальный блок чтобы проработал хотябы пару лет... новый кстати отечественный Винницкий... кстати тот который покупал новый маркирован: 5003.3761(мне его рекомендовали на рынке) вот его характеристики http://www.vtnauto.com/ru/5003.html, и на сайте я еще нашел тот который заявлен для карбюраторов Солекс (5013.3761) вот его характеристики http://www.vtnauto.com/ru/5013.html... внимание вопрос: какой подходит для 41-го москвича с узамовским двигателем и карбом солекс, по статье в теме 5003, а по описанию на сайте производителя 5013? разьясните плиз... участь 5003 известна - он продержался неделю и вышел из строя... Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Гість kraplya Опубліковано: 23 липня 2010 Скарга Поширити Опубліковано: 23 липня 2010 У меня такая система, как на рисунке. Все работает, только одно но: на х.х. при искусственном отключении электроклапана клапана 5 (ну или просто шлангочку 6 на хх отсоединить) с тормозного усилителя разряжение "не подается" по шлангочке 6 на клапан 7, ну и двиг не глохнет, как должно быть ... (ведь в клапане 7 пружина, мембрана через шток красненьким наконечником на рисунке должна заткнуть канал карба и топливо перекрывается) ... а у меня при этом обороты сильно снижаются, двиг чуть ли не глохнет, но работает и далее, хоть и очень не устойчиво, значит, топливо идет. Я че только не делал и новые разные клапана 7 покупал, и подтачивал их, чтобы глубже сидели в карбе, думал, может наконечник не достает закрыть дырку. Короче, все равно двиг в таком режиме не глохнет полностью. Значит, при принудительном хх, топливо все равно идет, хотя и меньше, чем при обычном хх. Но, есть один нюанс: если, отсоединив трубочку 6 от электроклапана 5, подуть в нее, т.е. помочь мембране прижать пружину и шток к отверстию, двиг сразу же глохнет. Может, какие-то галимые клапана 7 щас продаются? и в них проблема? Сильнее бы пружину в них поставить, но они неразборные, завальцованые. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
parovoz Опубліковано: 3 липня 2011 Скарга Поширити Опубліковано: 3 липня 2011 Якщо ви переплутали підключку шлангів до пневмоклапана то може і не глохнути. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
anatoly Опубліковано: 8 грудня 2012 Автор Скарга Поширити Опубліковано: 8 грудня 2012 Выложите кто нибудь фото или схему как подключена эта ЭПХХ на ОЗОН, Самая толковая схема, из тех, что мне попадались. картинка ... 1 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Massa75 Опубліковано: 18 січня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 18 січня 2013 "За 22 года никаких поломок и капризов ЭПХХ. Что Я не так делаю? " у меня 17 лет 2140 и тоже не было проблем с ЭППХ Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
leon Опубліковано: 19 січня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 19 січня 2013 может 22 года (17 лет) ЭПХХ не работает вот и нет проблем с ним - такое тоже бывает. 1 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
ИЖ 2715 Опубліковано: 20 січня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 20 січня 2013 Стесняюсь спросить а пробег какой? Клапан ЭПХХ столько не живет, за лет 7 наверно 2 поменял на ДААЗ 2140 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Massa75 Опубліковано: 6 лютого 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 6 лютого 2013 к сожалению хочу вас огорчить, все работает. а что в клапане должно ломаться? у меня тоже ДААЗ 2140 лет 10 уже. нареканий не было. (может повезло) общий пробег на вскидку не вспомню, менял спидометр. около 170 тыс. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
анатолий+ Опубліковано: 31 березня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 31 березня 2013 anatjly, в описании о неисправностях ЭПХХ , вы разъясняете как отключить ЭПХХ, но только кроме москвича 21412. А меня интересует именно М2141. В то же время я много узнал. Спасибо. На основе ваших разъяснений буду разбираться в причинах остановки двигателя УЗАМ перед перекрестком. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
margos_55 Опубліковано: 27 травня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 27 травня 2013 Добрый день. Если кто знает, то объясните принцип работы электромагнитного клапана ХХ на ИЖ412 . Т.е. что открыто или закрыто в исходном состоянии и что происходит при подаче напряжения. Нужно чтобы можно было проверить электромагнитный клапан на столе. Принцип работы всей схемы принудительного ХХ понятен. Только принцип работы электромагнитного клапана ХХ на ИЖ412 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Gagai Опубліковано: 28 травня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 28 травня 2013 При подаче напряжения две трубки, что из него выходят продуваются, а при отключении клапан их перекрывает. Этот клапан ставят на отечественные полуавтоматы для сварки. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
FG Опубліковано: 28 травня 2013 Скарга Поширити Опубліковано: 28 травня 2013 Добрый день. Если кто знает, то объясните принцип работы электромагнитного клапана ХХ на ИЖ412 . Т.е. что открыто или закрыто в исходном состоянии и что происходит при подаче напряжения. Нужно чтобы можно было проверить электромагнитный клапан на столе. Принцип работы всей схемы принудительного ХХ понятен. Только принцип работы электромагнитного клапана ХХ на ИЖ412 Клапан этот имеет два штуцера. Один прямо в днище, а второй чуть всторону. Тот что в сторону подключают трубкой к карбюратору на пневмоклапан.При отсутствии напряжения в електроклапане этот штуцер свободно продувается в атмосферу через отверстие расположеное между клемами и прикрыто резиновой пробочкой. Это для того чтоб при отключении электроклапана вакуум сбросился и пневмоклапан в карбюраторе перекрыл канал холостого хода. Другой штуцер (который прямо) соединяется с штуцером на приемном коллекторе. Когда нет напряжения он перекрыт наглухо. При подаче напряжения на клапан появляется проходимость между обеими штуцерами и автоматически перекрывается канал связаный с атмосферой. Может я по памяти не так указал штуцера(но вроде ж так) то легко проверить по выше описаной методике - при помощи рта и трубочки. 1 Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Father_north Опубліковано: 20 лютого 2016 Скарга Поширити Опубліковано: 20 лютого 2016 Пожалуйста, для тех кто в танке! При прямом соединении штуцера пневмоклапана со штуцером на впускной трубе, который служит для отбора разряжения, будет лить бенз на холостом ходу? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Father_north Опубліковано: 20 лютого 2016 Скарга Поширити Опубліковано: 20 лютого 2016 Как показала практика пользы от даного девайса мало, а проблем полно особенно при эксплуатации в зимний период. Лично с меня эта гадость долго кровь не попила, терпения хватило на пару месяцев, плюнул и подключил на прямую... Пневмоклапан с впускным коллектором? И как? Как ХХ? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Створіть акаунт або увійдіть для коментування
Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар
Створити акаунт
Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!
Зареєструвати акаунтУвійти
Вже зареєстровані? Увійдіть тут.
Увійти зараз