Перейти до вмісту

Еще один вариант укороченной помпы (Dimka style)


Recommended Posts

В общем и целом, замутил я укороченную помпу еще пол годика назад. Пишу поделиться знаниями, может кому пригодится. Ну и послушать кто что думает по этому поводу.

Выдержка из моего журнала переделок автомобиля, который веду чтобы когда будет надо, то можно было вспомнить что к чему и почему)

Помпа была модернизирована но нескольким причинам:

  • Изготовление поликлиновых шкивов ее привода целесообразно делать с уже укороченной помпой – чтобы не компенсировать шкивом ее вылет и не расходовать металл и не увеличивать вес шкива.
  • Родная помпа была сделана длинной для того, чтобы максимально придвинуть механический вентилятор к радиатору. Нам нужно наоборот освободить место перед ней для установки электрического.
  • Изменение уплотнений, связанное с плохим качеством родных уплотнений и с установкой другой крыльчатки. Графитовое уплотнение хорошая штука, но купить нормальные уплотнительные резинки на 412й почему-то затруднительно.
  • Установка косозубой крыльчатки и рассекателя потока для увеличения потока охлаждающей жидкости, минимизации его турбулентности и предотвращения эффекта кавитации на лопастях. Т.к. установлен уменьшенный шкив, на прямых лопатках родной помпы кавитационные процессы могут возникнуть при больших частотах вращения. Более правильная форма лопаток в плане гидродинамики снижает порог наступления кавитации.

Для переделки была взята т.н. помпа "нового" образца. Каталожный номер 412-1307014-40. Отличается от помпы старого образца конструкцией корпуса, наличием лыски для фиксации крыльчатку от проворачивания на валу и наличием резьбы для крепления крыльчатки, также прямозубой крыльчаткой. Помпа старого образца, предположительно имела номер 412-1307015-40. Ее уплотнение унифицировано с уплотнением помпы ВАЗ2101 и представляет собой обойму, внутри которой резиновый баллон с разжимной пружиной и графитовая шайба – фибра. Крыльчатка удерживалась от проворачивания за счет радиального натяга на валу. Эта конструкция достаточно неплоха для укорачивания сама по себе, однако, т.к. у меня была уже готова помпа нового образца в укороченном варианте, да и вал на помпе старого образца у меня был плохим, было решено взять только крыльчатку и поставить ее на мою уже укороченную помпу.

Само по себе укорочение было сделано по стопам и чертежи человека с ником AD и его статьи "Про постройку ADского УЗАМА". Все делал как автор: укоротил корпус и вал, убрал дистанционную втулку между подшипниками. Подшипники заменил на новые. Далее было принято решение изменить конструкцию уплотнения и крыльчатку, установить рассекатель потока. Для этого пользовался статьей "мега помпа", но изменил некоторые вещи. Я приобрел помпу "старого образца" двс 412 и новое уплотнение от помпы автомобиля ВАЗ 2101.

Для сращивания крыльчатки от помпы старого образца с корпусом и валом помпы нового образца, было сделано следующее:

  1. Крыльчатка проточена по внутренней обойме для того, чтобы она имела возможность свободно вращаться на валу с лыской
  2. Проточена по наружному диаметру и лопастям для того, чтобы убрать биения и заводские огрехи.
  3. Куплена и разобрана фибра от 2101. В графитовой шайбе сделаны надфилем просечки, чтобы можно было разогнуть лепестки металлической обоймы и зафиксировать шайбу относительно этой обоймы. Шайба прошлифована - убрана "ступенька". Теперь она полностью плоская.
  4. Куплен болт М8 с головкой под внутренний шестигранник и пара гужонов М5, имеющих внутренние шестигранные шлицы.
  5. Изготовлен конусный рассекатель потока
  6. В болту нарезана резьба М5 под гужен.

Самое интересное это сборка. Мое know-how! Фотографий процесса не сохранилось, поэтому попробую изобразить это дело с помощью ACad. На нижеприведенных картинках крыльчатка показана упрощенно в виде диска. Масштаб деталей не выдержан, т.е. нарисован общий сборочный вид.

post-11056-0-25830100-1381090630_thumb.png

Рис. 1 Общий сборочный вид

post-11056-0-31634600-1381090643_thumb.png

Рис.2

Фронтальный разрез узла в сборе. Показана принимающая часть корпуса помпы (стакан)

Как видно из рисунка, для радиальной фиксации крыльчатки относительно вала, применена стальная цилиндрическая шпонка. Посадочное место под шпонку выполнено сверловкой. При сверлении у меня сломалось сверло в этом колодце, поэтому роль шпонки играет само сверло.

Для фиксации обтекателя на валу, в теле болта М8 была нарезана резьба под гужон:

post-11056-0-97183500-1381090651_thumb.png

Рис.3 Фиксация обтекателя.

post-11056-0-43146900-1381090751_thumb.jpg

Детали уплотнения перед сборкой

Для фиксации фибры на валу графитовая уплотняющая шайба приняла вид:

post-11056-0-35080400-1381090772_thumb.jpg

Лепестки верхней обоймы пружины были подогнуты внутрь, чтобы фиксировать ее на валу, а нижней - наружу, чтобы фиксировать графитовую шайбу:

post-11056-0-58382700-1381090792_thumb.jpg

Далее все это было собрано воедино. Получается, что резиновый баллон с пружиной неподвижно зафиксирован относительно вала и также зафиксирован относительно графитовой шайбы. Таким образом подвижное соединение обеспечивается по торцу шайбы к корпусу помпы. После сборки получилась вот такая конструкция:

post-11056-0-24101800-1381090800_thumb.jpg

Проверка на протечки воздуха показала отсутствие таковых через уплотнение.

Также узел был проверен на место подвижного соединения уплотнения. Все срослось отлично, т.е. скользящий контакт обеспечивается в месте контакта графитки и стального колечка корпуса J

Торцовой зазор крыльчатки и расточки помпы с установкой 1й неужатой паронитовой прокладки =0. Т.е. происходит касание крыльчатки блока цилиндров. Учитывая, что прокладок междуторцом корпуса помпы и расточкой в блоке две + они несколько ужмутся, получится торцовой зазор порядка 0,3-0,4мм. Дальнейшая установка помпы и ее опресовка показали, что все работает отлично.

После установки девайса между ее передним фланцем и шкивом пришлось подложить дистанционное колечко толщиной 3мм, чтобы компенсировать недостающий вылет фланца - сильно укоротили вал и шкив стоял несколько не по ручьям ремня.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

и ни кто не оставил отзыв? Люди, человек старался вам делал подробные описания . Мне лень столько писать . Я свою короткую помпу просто сделал и молча поставил. Пару фот просто кинул На драйв. А тут человек проделал огромную работу+ сделал огромное описание.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

А чего там писать, работа сделана колоссальная. Но зачем менять фибру на вазовскую с столькими переделками, когда родная фибра старого образца ходит порядочно если лить нормальную охлаждайку. Если не покупать новое кольцо, то на крайний случай разбирается старая помпа и с неё кольцо переворачивается и дополнительно притирается на наждачном кругу и будет ещё ходить. А укорачивать есть смысл если ставить электровентилятор (я это делал в 90-х годах, но ставил вискомуфту от Тойоты с вентилятором). Но при этом меняется нагрузка на подшипники помпы. Родная помпа обеспечивает более равномерную нагрузку по оси между подшипниками (на подобии как параметр ЕТ на колёсных дисках). Я за 23 года эксплуатации комбика поменял 2 раза помпу при среднем пробеге за год более 25 тыс км. А так сделано всё классно и грамотно.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Фибра старого образца это и есть ВАЗ фибра :) Просто моя развалилсь и было решено купить новую :)

Да, с подшипниками есть нюанс, но от него никуда не денешься ) с другой стороны, поликлин можно не так сильно натягивать - он и так не должен проскальзывать.

Спасибо за приятные отзывы)))

Как закончу с КПП форд, будет подробное описание переходной плиты для установки данной КПП типа болт-он. Из оборудования для ее изготовления нужен только токарный станок и дрель. Хотя, можно обойтись даже без него)

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

А я про рассекатель спрошу. Не видел его ни на одной из помп. И ваще, вроде при работе помпы жидкость от центра крыльчатки к периферии перемещается, а в ценре у нас шото заняло место, не?

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Не лчень понял последний пост. То не совсем рассекатель, то скорее накрывашка для болта, чтоб не такой кострубатый был - см. фото.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

а вот про установку фордокпп поподробнее, и с чертежами!

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

интересно почитал респект за работу!

а что с косой крыльчаткой она обточена?

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

По чертежам и фордо-КПП все будет, дайте время) Сейчас временно преостановился из-за ремонта в доме. Думаю месяц-полтора и будет описание. КПП полностью готова к установке, надо заварить тонель над КПП и все пофоткать. Чертежи included :)

Косая крыльчатка проточена слегка, чисто чтобы убрать биение. Сами понимаете, с завода она не идеал. Попросил токаря проточить слегка, чтобы ровненько все было :)

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • 3 тижні потому...

Да, Димон, работы проделано не мало! Тоже экспериментировал с косозубой укороченной помпой. Могу сказать что если поставить рядом уплотнение помпы ВАЗ 2101 и 412 раннего образца то они нихрена не унифицированны. Диаметр корпуса совпадает, а вот графитовое кольцо у ВАЗовского меньшей толщины, корпус тоже по высоте меньше, соответственно и резиночка внутри меньше. Так что на счет унификации говорить не стоит, я бы сказал они очень похожи. Использовать конечно можно их, но после некоторых переделок.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • 2 тижні потому...

хз, может быть. Я помпу 412ю разбирал отдельно, а потом уже купил то уплотнение. может быть, что в моей помпе 412го уже было вкрячено уплотнение от 2101. Ну в общем, на суть конструкуии это не влияет особо)

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз
×
×
  • Створити...