Macobley Опубліковано: 24 липня 2011 Скарга Поширити Опубліковано: 24 липня 2011 Серьезной проблемой при эксплуатации автомобильных и тракторных двигателей с использованием воды в системе охлаждения является засорение радиаторов продуктами накипи и коррозии. Особенно это характерно для двигателей ЯМЗ и КамАЗ, имеющих в своем составе детали, отлитые из чугуна, в которых имеются каналы и сверления для прохождения охлаждающей жидкости. При использовании воды поверхности указанных каналов и сверлений активно коррозируют и продукты коррозии, как и продукты накипи, выносятся потоком воды в радиаторы, вызывая засорение их трубок. Двигатели ЯМЗ имеют две такие детали - это блок цилиндров и головки цилиндров, а двигатели КамАЗ только одну - блок цилиндров (головки цилиндров отлиты из алюминиевого сплава). Засорение проходного сечения трубок радиатора продуктами накипи и коррозии приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости и в конечном итоге, к перегреву двигателя с тяжелыми последствиями: поломка компрессионных колец, особенно первых; недопустимый пропуск "горячих" газов в картер двигателя и быстрое срабатывание антикоррозийных и износ-ных присадок в масле; падение мощности; работа двигателя с металлическим стуком, хорошо прослушиваемом на двигателе ЯМЗ при работе на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала п = 1100 ^ 1300 мин" ; повышенный расход масла на долив (на угар) и др. При обнаружении хотя бы одной из указанных неисправностей двигатель должен быть немедленно остановлен, а причина неисправности - устранена. Длительная эксплуатации машин с температурой охлаждающей жидкости на выходе из двигателя (на входе в радиатор), превышающей нормы, установленные заводом-изготовителем, в конечном итоге приводит к задиру деталей цилиндро-поршневой группы и разрушению дорогостоящей базовой детали двигателя -блока цилиндров. Оптимальные пределы температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя указаны заводами-изготовителями в инструкциях по эксплуатации и они, как правило, равны 80 + 95°С. Превышение, как и снижение, указанной нормы не допустимо. В результате обследования автомобилей МАЗ с двигателями ЯМЗ в АТП г. Ярославля и Ярославской области (обследование выполнено работниками экспериментального цеха ОАО "Автодизель") установлено, что на 80% автомобилей, имевших пробег 25 - 250 тыс. км, производилась чистка трубок радиаторов, причем на некоторых многократно - до 3 - 5 раз. В среднем по всем обследованным автомобилям выявлено, что полностью или частично забито отложениями 83% видимых трубок через горловину радиатора. На рисунке 1 приведен график вероятности засорения радиатора системы охлаждения двигателя на автомобиле МАЗ в зависимости от пробега Р = f (S), построенный по данным обследования автомобилей. Из графика следует, что 50% радиаторов требуют проведения очистки уже при пробеге 60 тыс. км. Рисунок 1. График вероятности засорения радиатора системы охлаждения в зависимости от пробега Для очистки системы охлаждения от накипи и продуктов коррозии заводы-изготовители автотранспортной техники рекомендуют следующие методы. ОАО "Автодизель" в инструкции по эксплуатации двигателей ЯМЗ - 236 М2, 238 М2 и ЯМЗ - 7511.10 предлагает накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6 - 01 - 634 - 71) в воде концентрации 20 г/л. Трилон - порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипении. Раствор трилона заливают в систему охлаждения. После одного дня работы двигателя (не менее 6 - 7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий. Промывку продолжать в течение четырех- пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона. При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0.5 кг на 10 л воды и керосина 1.0 кг на 10 л воды. Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой. Хорошие результаты по удалению накипи из системы охлаждения при проведении операции сезонного обслуживания дает ее промывка теплыми растворами (температура 40 - 50°С), состав которых приводится в таблице. Таблица. Растворы для промывки радиаторов. [table] [tr] [td]Основной компонент водного раствора[/td] [td]Концентрация раствора, %[/td] [td]Время обработки, ч[/td] [td]Промываемые двигатели[/td][/tr] [tr] [td]Молочная кислота[/td] [td]6 [/td] [td]2-3 [/td] [td]Все[/td][/tr] [tr] [td]Каустическая сода[/td] [td]5 [/td] [td]6-8 [/td] [td]Без алюминиевых деталей[/td][/tr] [tr] [td]Кальцинированная сода[/td] [td]10-15 [/td] [td]10-12[/td] [td]Все [/td][/tr] [tr] [td]Хромовый ангидрид[/td] [td]0.2 [/td] [td]8[/td] [td]Все[/td][/tr] [tr] [td]Смесь тринатрий фосфата и кальцинированной соды[/td] [td]5 [/td] [td]10-15, 10-12 [/td] [td]Без алюминиевых деталей[/td][/tr] [tr] [td]Смесь кальцинированной соды и хромпика[/td] [td]10 [/td] [td]0.2, 1,0[/td] [td]Все[/td][/tr] [tr] [td]Соляная кислота[/td] [td]2-3 [/td] [td]1-3[/td] [td]Без алюминиевых деталей[/td][/tr][/table] Промывка системы охлаждения выполняется в следующей последовательности. Предварительно подготовленный раствор залить в систему охлаждения двигателя (термостат при этом снят). Пустить двигатель и прогреть его до температуры 70 - 80°С. После промывки (через указанное в таблице время) раствор из системы охлаждения слить и двукратно промыть ее при работающем двигателе в течение 5-10 мин. чистой горячей водой. С целью более эффективной защиты радиаторов в экспериментальном цехе ОАО "Автодизель" при активном участии работников ЯГТУ были разработаны фильтры из сетки с размером ячейки 1 х 1 мм. (рисунок 2). Рисунок 2. Сетчатый фильтр для радиаторов автомобилей МАЗ: 1 - кольцо; 2 - корпус; 3 - дно. Материал сетки - латунь или нержавеющая сталь. Указанные фильтры первоначально были установлены на автомобили МАЗ в ОАО "Межтранс" (г. Ярославль). Фильтры устанавливались в патрубки верхних бачков радиаторов в месте их соединения резиновым шлангом с водяными трубами двигателя (рисунок 3). Рисунок 3. Схема установки сетчатого фильтра в радиатор автомобиля МАЗ: 1 - радиатор; 2 - сетчатый фильтр; 3 - резиновый шланг; 4 - стяжной хомут. В процессе эксплуатации опытных радиаторов было выявлено, что регулярно через 10-30 тыс. км происходит резкое повышение температуры охлаждающей воды. При вскрытии было обнаружено, что в фильтрах содержится до 100 - 150 г. отложений (в сухом виде). Отдельные частицы отложений достигали по площади 1 см2. Повышение температуры охлаждающей воды было вызвано уменьшением проходного сечения патрубков радиатора за счет большого количества задержанных фильтром отложений. Химический анализ частиц отложений показал, что они содержат образующие накипь соли - 75%, железо - 24%, алюминий, хром и кремний - 1%. Таким образом, отложения состоят в основном из солей, содержащихся в охлаждающей воде и образующих накипь, и продуктов коррозии чугунных деталей двигателя, омываемых водой. Использование различных моющих средств для чистки системы охлаждения, рекомендуемых заводами-изготовителями, без установки сетчатого фильтра не дает ожидаемого эффекта: все моющие средства лишь частично растворяют соли отложений, нарушая их целостность. Количество частиц отложений, выносимых водой в верхний бачок радиатора, резко возрастает, что приводит к быстрому засорению трубок радиаторов. Сетчатым фильтром за 8 часов работы автомобиля задерживается до 40 г. частиц. Сетчатые фильтры для радиаторов могут быть изготовлены в условиях автохозяйств и применяться в тех случаях, когда для систем охлаждения двигателей используется жесткая вода и производится частая ее замена. Степень освоения новшества - указанные фильтры в настоящее время широко используются на автомобилях МАЗ в радиаторах системы охлаждения двигателей ЯМЗ - 236 / ЯМЗ - 238 и их модификаций, испытания которых проводят на автомобилях МАЗ и КрАЗ в базовых автохозяйствах ОАО "Автодизель". Пробег радиаторов с сетчатыми фильтрами достигает 200 - 250 тыс. км. Случаев засорения радиаторов не отмечено. Фильтры просты в изготовлении. Обслуживание не трудоемко и проводится регулярно через 10 - 30 тыс. км. Рассмотренные фильтры целесообразно использовать на двигателях после истечения их гарантийного срока, т.к. в противном случае будут осложнения с оформлением рекламационных актов. Фильтры принесут существенную помощь там, где основная масса автомобилей и тракторов эксплуатируется с использованием воды в качестве охлаждающей жидкости. Определена эффективность сетчатых фильтров, разработанных в экспериментальном цехе ОАО «Автодизель» (г. Ярославль), при их установке в систему охлаждения двигателей. Эти фильтры резко повышают ходимость радиаторов системы охлаждения до их засорения продуктами накипи и коррозии. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
leon Опубліковано: 25 липня 2011 Скарга Поширити Опубліковано: 25 липня 2011 А к чему нам эта статья? Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Blues Опубліковано: 25 липня 2011 Скарга Поширити Опубліковано: 25 липня 2011 Жесткий копипас. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Macobley Опубліковано: 25 липня 2011 Автор Скарга Поширити Опубліковано: 25 липня 2011 Для общего развития,и как лечить систему охлаждения Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Tolik2402 Опубліковано: 25 липня 2011 Скарга Поширити Опубліковано: 25 липня 2011 помоему ее бы к Меге надо бы. а если лить дистилат вместо воды а еще лучше не пожадничать на Тосол или даже антифриз то все будет ок, тем более там присадки есть уже для предотвращения этих бед. Посилання на коментар Поділитись на інших сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Створіть акаунт або увійдіть для коментування
Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар
Створити акаунт
Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!
Зареєструвати акаунтУвійти
Вже зареєстровані? Увійдіть тут.
Увійти зараз