Перейти до вмісту

МПСЗ своими руками.


Recommended Posts

Вот надумал делать МПСЗ, о всех своих успехах и поражен я буду писать здесь.

Делать решил по схеме - http://secu-3.org/

Почему именно её - проект открытый, хорошая документация, относительная простота.

Итак начнем:

изначально был выбран сложный путь, с изготовлением печатной платы самостоятельно, но ничего не получилось поэтому пришлось отказаться от этого пути и купить за 160 грн. готовую, покупал у разработчика.

Дальше ее нужно спаять, собственно сам процес пайки я не описываю, так как для специалиста это просто и очевидно, для не специалиста это достаточно сложно, поэтому если паяльником не владеете то лучше купить уже спаяную, либо попросить того кто это умеет делать.

Итак дальше идет самое сложное прошивка и настройка на столе.

Прошивается в принципе достаточно стандартно, и что бы не изобретать велосипед скопипастю, в принципе делал все так как написано:

Q: Как и чем прошить блок Secu-3?

A: Под прошивкой блока понимается запись программы во флеш память микроконтроллера. Эта программа, будучи однажды записанной, помимо своих основных функций умеет так же сама себя прошивать. Эту функцию выполняет т.н. загрузчик или bootloader размер которого составляет 512 байт и который расположен в самом конце флеш памяти. Однако для того чтобы воспользоваться возможностями загрузчика его туда нужно однажды записать. Поэтому:

Сервисный режим:

После сборки устройства его необходимо единожды сконфигурировать и прошить через сервисный разъём, обозначенный на схеме как ISP Adapter. Обе операции рекомендуется делать при помощи AVReAl. При данных операциях естественно необходимо питание блока от +12В.

Параметры запуска avreal.exe следующие.

Установка фьюзов (конфигурирование):

avreal32.exe -as -p1 +atmega16 -o16MHZ -w -fBODLEVEL=ON,BODEN=ON,SUT=01,CKSEL=F,CKOPT=ON,EESAVE=ON,BOOTRST=ON,JTAGEN=OFF,BOOTSZ=2

Прошивка:

avreal32.exe -as -p1 +atmega16 -o16MHZ -e -w secu-3_app.a90

Пример установки FUSE-битов в PonyProg:

ponyprog_fuse_bits.jpeg

Архив с батниками для патчинга контрольной суммы, установки фьюзов и прошивки здесь

Обращаю особое внимание что в сервисном режиме под файлом прошивки понимается файл в шестнадцатеричном (хексовом) формате с расширением *.a90 или *.hex, размером > 30кб и содержащий символы только шестнадцатеричной системы 0-9ABCDEF. Если всё сделано правильно, то при следующей перезагрузке блок один раз моргнет светодиодом, подключенным через резистор между выводом 16 (лампа СЕ) и землёй. На этом сервисный режим можно считать законченным и все дальнейшие изменения программы можно делать в пользовательском режиме.

Пользовательский режим:

Для пользовательского режима необходим менеджер (управляющая программа для РС) и рабочий COM порт, соединенный обычным удлинителем COM порта с блоком SECU. Если же менеджер при запуске ругается на невозможность открытия COM порта, то необходимо настроить правильный номер порта в менеджере либо искать неполадки в операционной системе. Обращаю особое внимание что в пользовательском режиме под файлом прошивки понимается файл в *.bin формате, содержащий любые символы но размер этого файла только такой: 16384 байт. Для конвертации прошивки из хексового формата в бинарный необходимо воспользоваться утилитой hex2bin.exe. Обратная конвертация не понадобится. Пользовательский режим можно разделить на режим загрузчика и рабочий режимы:

Режим загрузчика: Вход в этот режим происходит при подаче питания с установленной перемычкой bootloader. При этом основная часть программы не работает, работает только загрузчик, который способен прочитать или записать основную программу во флеш память микроконтроллера по командам из менеджера. Для этого в менеджере на вкладке "Данные прошивки" необходимо установить чекбокс Boot Loader и по ПРАВОЙ кнопке мыши выбрать желаемую операцию. Данный режим нужно использовать в том случае если повреждена основная микропрограмма, если же всё работает, то эти операции можно делать и в рабочем режиме, естественно при остановленом двигателе.

Рабочий режим: перемычка bootloader снята, статус "connected", активна вкладка "Параметры и монитор". На вкладке "Данные прошивки" доступны операции по ПРАВОЙ кнопке мыши .

После прошивки необходимо откалибровать АЦП, как делается:

Смотрим что показывает программа.

Меряем что на самом деле.

потом повторяем но нужны разные значения.

после чего строим систему уравнений с двумя неизвестными, и решаем его, описывать как считаем не буду, там математика 8й класс школы, но если кто захочет я помогу посчитать.

ax+y=m

bx+y=n

где а,b - то что показывает программа

m,n то что должно быть на самом деле.

Вносим в прошивку и сохраняем.

В принципе таким же образом можно калибровать и датчики.

далее калибруем сам датчик:

Q: Как правильно выполнить калибровку ДАД?

А: На вкладке "Функции" необходимо подобрать значения параметров "Смещение" и "Наклон" таким образом, чтобы при неработающем двигателе прибор "Абсолютное давление" показывал бы текущее атмосферное давление. Как правило это значение составляет 99-100кПа. Таблица перевода давления в различные единицы измерения. Смысл параметра "Смещение" описан на рисунке. Параметр "Наклон" определяет на сколько кило-Паскалей должно измениться давление, чтобы напряжение на выходе датчика изменилось на 1 Вольт.

map_sensor_offset.gif

Настройки для ДАД МРХ4100: Наклон кривой - 18.51 кПа/B, смещение кривой - 0.73В.

Пояснение:

1. Наклон указан в даташите - 54mV / kPa. Coответственно 1 / 0.054 = 18.51 (кПа/В).

2. В даташите указано что при 20кПа, датчик выдает приблизительно 0.3B. Значит при 18.51 кПа датчик должен выдавать (теоретически): 0.3 / (20 / 18.51) = 0.277B. Смещение (в менеджере) должно быть таким, чтобы при давлении 18.51 кПа мы имели 1B (тогда прямая будет проходить через 0). Значит, смещение будет: 1-0.277 = 0.733B.

Встречаются датчики абсолютного давления с обратной характеристикой (показана на рисунке).

map_sensor_offset_1.gif

Для таких датчиков смещение можно подобрать опытным путем или посчитать по формуле:

Voff = 1 - g * (5 - VL) / PL, где:

PL - минимальное давление (кПа);

g - наклон кривой (кПа/В);

VL - напряжение соответствующее минимальному давлению.

p.s. В данном случае смещение не относительно 0, а относительно 5В (в сторону убывания).

Пример: Датчик при 20кПа выдает 4.5В и имеет наклон кривой равный 25.7 кПа/В, тогда Voff = 1 - 25.7 * (5 - 4.5) / 20 = 0.36(В)

Чтобы указать что мы используем датчик с обратной характеристикой, нужно указывать наклон кривой со знаком "-". Например, как показано на ниже:

map_sensor_offset_2.gif

Настройка:

В вложениях находится прошивка.

В прошивку внесены настройки для двигателя УЗАМ412Д, настройки не откатаны на реальном двигателе, и в любом случае необходимо будет допиливать её на реальном двигателе.

Настройки были внесены на основании трамблерных характеристик, поэтому с данными настройками двигатель должен работать без всяких проблемм, но всеже кривые не являются оптимальными, так как на УОЗ влияют состояния двигателя, износ и настройка ГРМ, качество топлива, а также существующие допуски на детали двигателя, все это учтено при внесении настройки небыло.

Вот сегодня вчера решил изучить вопрос более правильной настройки, зашел на сайт MPSZ2 нашел там прошивку под данный двигатель, и был удивлен, она сильно похожа на то что получилось у меня, решил сравнить, и был удивлен еще больше она идентична моей, посмотрел коментарии, сделана была по все тем же трамблерным характеристикам, люди на ней даже ездили, вроде работает как надо.

Кстати о птичках данная прошивка подходит для двигатель УЗАМ 3313 (1.8л/76 бензин).

Итак установка на авто:

Шкив 60-2/ДПКВ

Чертеж можно взять на сайте secu-3.org

Заказать можно у http://moskvich.net/user/10268-igorek/

Для того что бы заменить шкив пришлось снимать радиатор, а также решетку радиатора.

Старый шкив снимался варварским методом так как съемник найти не удалось, поэтому если вы планируете потом устанавливать старый шкив то рекомендую все же обзавестись съемником.

Теперь о правильном порядке установки.

1. Установите ДПКВ.

2. Проверните КВ так что бы метки ВМТ совпали.

3. Снимите шкив, так что бы не сместились метки.

4. Примеряйте но не устанавливайте новый шкив, нарисуйте маркером метку на зубе над которым будет датчик.

5. Отсчитайте 20 зубов начиная с помеченого по часовой стрелке, 21 и 22 спилите, можно болгаркой, главное аккуратно, и не переусердствуйте. Таким образом от места где нет зубов до зуба под датчиком должно быть 20 зубов.

6. Смажте шкив с внутренней и внешней стороны салидолом, или маслом.

7. Устанавливайте шкив на его место.

8. Отрегулируйте положение датчика, а также зазор между датчиком и шкивом, он должен быть в 0.5-1.3мм.

Если кому интересно я допустил ошибку при установке, и примерял ДПКВ без ремня из за чего кронштейн переделывался несколько раз, но все закончилось хорошо.

ДПКВ использовал от ГАЗели, в принципе притензий к нему нет, он меньше чем от ТАЗика поэтому установить его немного легче+он идет с проводом, а разъем можно взять с набора проводки для бесконтактного зажигания.

ДАД

К сожалению необходимых датчиков у меня нет, поэтому задумался об их приобретении, посмотрев цены на датчики, в частности ДАД, я расстроился, Bosch стоит чуть больше 500грн, а ГАЗовский почти 300грн, если брать б/у то можно сэкономить 100-200грн, но брать б/у я не рискую так как в случае проблем я буду долго думать что глючит датчик или плата, почитав сайт устройства я нашел интересный вопрос/ответ, прицитирую:

Q: Какие ДАД (MAP-сенсоры) можно использовать кроме 45.3829?

A: Любые с похожей характеристикой. Например: 14.3814 (аналог 12.569.240), MPX4250, MPX4100A и т.д.

Нашел другие датчики на http://www.kosmodrom.com.ua, и был приятно удивлен, MPX4250, MPX4100A и им подобные датчики можно купить в пределах 150 грн., экономия достаточно большая, пока плата не готова изучу вопрос неспециализированных (не автомобильных) датчиков, но считаю что данный вариант имеет право на жизнь, правда придется производить калибровку, но мы видь не ищем легких путей?!)

Купил MPX4250.

Калибровка достаточно простая, для этого нужно знать школьную математику, иметь вольтметр(можно универсальный), и желательно барометр, порядок калибровки, калибруете погрешность АЦП, после чего добиваетесь что бы показывалось атмосферное давление, выше описано как это делается. если у кого то возникнут проблемы с калибровкой с удовольствием помогу.

Уже после приобретения датчика узнал что это самый правильный путь, так как волговские датчики достаточно ненадежны.

Свечи зажигания, ВВ провода

ВВ провода и свечи можно и нужно использовать штатные, зазор на свечах нужно немного увеличивать, на сколько увеличивать - все зависит от КЗ, например волговские катушки 0.8 зазор, а с ТАЗа 1.1, соответственно она будет лучше, хотя и цена значительно выше.

Осталось все это дело отстроить и готово!

Немного поездив на МПСЗ выявил несколько глюков:

1. Коммутаторы стартуют раньше блока, из за этого на свечах проскакивает искра в момент включения.

2. Блок нужно подключать к стабильному источнику питания через реле, а не через замок зажигания напрямую.

что касается настроек:

УЗАМ412Д.zip - это трамблерные кривые, в принципе меня они устраивали, подходят к двигателям 3313 и 412Д.

3313.zip - эти кривые (хх, рабочая карта) были выдраны с штатного москвичевского микропроцесорного зажигания МС-4004, подходят к двигателям 3313 и 412Д, свыше 5000 оборотов кривые не соответствуют, разрежение 0 мм.рт.ст. - 600 мм.рт.ст., для Secu-3, верхнее давление Давление на холостых, нижнее давление - давление на холостых минус 80 кПа, скорее всего так правильно.

331.10.zip - это CVS файл, в нем в принципе подписано все, 600 мм.рт.ст. режим ХХ, взят оттуда же, хотите считайте вносите в свою МПСЗ,

для остальных двигателей CVS файл сделаю по требованию.

Змінено користувачем CrAzYMaN
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

у тебя получилось уже открыть менеджер.Если да то подскажи как .У меня стоит мпсз майа.Так что делай-получится действительно машина на которой приятно ездить

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

я скачал открыл менеджер на секу-3, скачал и установил прогу, проблем небыло. могу скинуть фаэл на мыло если нужно.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Скинь!Буду очень признателен.Или в личку или на почту.stislav@mail.ru

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

stislav- отправил.

CrAzYMaN- все функции будешь закладывать?

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Я все никак не могу приступить, в первую очередь потому, что не знаю что хочу, и хочу конечно подешевле.

Хочу чтоб работало на 2 катушки двустволки, чтоб работало по шкиву 60-2 или ДНО +ДИ, чтоб работало с ДАД и без ДД.

В какую сумму встал комплект деталей, где покупал?

П.С. Кразиман - заполни профиль , обязательно.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

stislav- отправил.

CrAzYMaN- все функции будешь закладывать?

каков порядокк загрузки файлов из архива. а то там их целая куча,а я не силен в распознаваниии необходимых
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

У кого можно заказать плату, хорошую и качественную?

Я так понимаю плпта есть только под смд элементы?

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

CrAzYMaN- все функции будешь закладывать?

ДД - ставить не буду, все остальное будет.

Я все никак не могу приступить, в первую очередь потому, что не знаю что хочу, и хочу конечно подешевле.

Хочу чтоб работало на 2 катушки двустволки, чтоб работало по шкиву 60-2 или ДНО +ДИ, чтоб работало с ДАД и без ДД.

Эта схема подходит на 100%, правда она не поддерживает ДНО +ДИ, но у тебя стоит "или", так что используй 60-2, ДД является опцией, если его не ставить то это экономия около 50 грн, на деталях, + сам датчик, до 200грн должно получиться.

В какую сумму встал комплект деталей, где покупал?

Комплект деталей я считал приблизительно 200грн выходит, я детали не покупал, все снято с компьютерной и цифровой техники.

Ну одни из самых вменяемых это - http://www.kosmodrom.com.ua/ есть много других, лучше или хуже не скажу.

У кого можно заказать плату, хорошую и качественную?

Я так понимаю плата есть только под смд элементы?

Да так и есть, макет печатной платы есть только под смд.

По поводу заказать плату, я сегодня отправлю макет что бы мне сказали цену, правда не скажу что за контора(через знакомого), но будет дорого если маленькая партия, как скажут цену я выложу здесь.

Если есть желание можешь попробывать вытравить самостоятельно, слава богу способов нанесения рисунка макета много, самый простой для домашних условий лазерно утюгувая технология.

Способ который использовал я сложный и можешь столкнуться с трудностями - УФ лампа, цена лака (хотя говорили что есть текстолит покрытый лаком), ради одной платы может вылиться в круглую сумму.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Та отож, ЛУТ не хочется применять, бывают неточности из-за искаженияй при печати на бумагу даже, что для мелких элементов может быть не очень хорошо. Кроме того придется перемычки делать на другую сторону, да и вряд-ли смогу сделать точно двустороннюю плату. Вобщем как узнаешь цену - пиши, может меня устроит.

Детали и я на космодроме смотрел, наверное там и закажу, причем бываю там иногда, сам и забрать смогу, чтоб за доставку не платить.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

stislav-secu-3_software_release_02022011.zip=дальше=Manager_rev226= дальше=binaries= дальше=secu3man.exe.- вот.

chaika- можно не заморачиваться и взять готовый блок у производителя. мне он обещал за 70-80 дол.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Детали и я на космодроме смотрел, наверное там и закажу, причем бываю там иногда, сам и забрать смогу, чтоб за доставку не платить.

К ним ехать смысла нет, одно на одно выходит(на сайте цены дешевле), а пхаться через весь город до героев труда как бы далековато, по крайней мере от трассы полтавского направления.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

80 уе жалко((

майа стоит 100 у.е правда с датчиком давления внутри.Так что еще дороже и не жалко А если посчитаь еще и модуль зажигания ваз2112- 400гр и датчики и провода и еще всякую мелочь то на полторы тыщи тока комплектующих,но это дешевле чем впрыск делать ,а машина едет уже почти как впрыск. и голову не морочит. Я купил майю как конструктор только контроллер плату и корпус с датчиком давления.стоило около 400гр.Когда купил все детальки и потратил несколько вечеров на сборку и настройку ,то понял что надо было брать готовый и не париться. из за ста рублей экономии.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

stislav-secu-3_software_release_02022011.zip=дальше=Manager_rev226= дальше=binaries= дальше=secu3man.exe.- вот.

chaika- можно не заморачиваться и взять готовый блок у производителя. мне он обещал за 70-80 дол.

вот спасибо...Вот что значит знающий человек подсказал. А то я бы еще месяц искал бы последовательность и не нашел бы.

о, и я себе такое заказал. :)

а у кого заказывал?. У STS?
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Я на Героев Труда по работе бывает езжу. Завтра не поеду, решили в следующую поездку поехать, это будет через 2 недели. Сделаю заказ через сайт и оплачу, а на гертруда приеду только забрать, или куда скажут, сэкономлю каких-то 30 грн на доставке.

Вопрос в плате, посмотрел цены на фоторезисты всякие, и нахожусь не в восторге.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

майа стоит 100 у.е правда с датчиком давления внутри.Так что еще дороже и не жалко А если посчитаь еще и модуль зажигания ваз2112- 400гр и датчики и провода и еще всякую мелочь то на полторы тыщи тока комплектующих,но это дешевле чем впрыск делать ,а машина едет уже почти как впрыск. и голову не морочит. Я купил майю как конструктор только контроллер плату и корпус с датчиком давления.стоило около 400гр.Когда купил все детальки и потратил несколько вечеров на сборку и настройку ,то понял что надо было брать готовый и не париться. из за ста рублей экономии.

незнаю какую майку ты собираешь, но если ты оставляешь функцию(делаешь) фрзированой подачи искры, то автоматом получаешь возможность фазированого вприска, а эту уже реально без мелочи инжектор.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Это я рассказываю события однолетней давности.На майе уже год езжу.В майе нет возможности впрыска.В секу тоже пока нет .Вот тоже слежу за проектом секу впрыск -но пока ничего действующего нет.

Ну а по поводу автомата я не понял что ты имеешь ввиду.На впрыск надо отдельное железо и прога а в этих проектах этого нет

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

да, вот на днях перечитывал документацию мая и в рев-4 есть возможность фазированого впрыска.

какие ощущения от установки, какое двигло?

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

да, вот на днях перечитывал документацию мая и в рев-4 есть возможность фазированого впрыска.

какие ощущения от установки, какое двигло?

К сожалению разработчики майа прекратили работу над впрыском в майе и перевели впрыск в другой проект invent/Но там мозг у них стоит 400 у.е Овчинка выделки не стоит для моих целей.Ощушения самые положительные.Установка на фото в моей теме *Святогор 214122 от stislav*.Ощущения самые положительные тоже там описаны. Это можно назвать нормальной машиной..Нет абсолютно провалов, дерганий.Ровная работа двигателя.Возможность переключения из салона кривых под газ и бензин.Либо просто опережения зажигания.поддержка хх ,индикация предельно допустимых параметров двигателя.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Я на Героев Труда по работе бывает езжу. Завтра не поеду, решили в следующую поездку поехать, это будет через 2 недели. Сделаю заказ через сайт и оплачу, а на гертруда приеду только забрать, или куда скажут, сэкономлю каких-то 30 грн на доставке.

Вопрос в плате, посмотрел цены на фоторезисты всякие, и нахожусь не в восторге.

Угу, тоже смотрел действительно дороговато получается, я просто не покупал это все.

Дописал информацию в 1й пост.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

вот яндекс натолкнул меня ня такую тему у кадетоводов http://www.kadett.in.ua/forum/index.php/topic,18301.0.html

Сама плпта у ни х делается на одностороннем текстолите и намного проще она, реализовано ЮСБ, вообще мне кажется проще будет их разработку собрать. Дочитал пока только до середины, щас дальше читаю. ЮСБ начинает у них реализовыватся примерно с середины темы.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Он там в конце пишет что может под заказ сделать плату в сборе без корпуса за 250 грн :o , если мы тут только деталей на 150-200 насчитали, да с моими не очень большими возможностями изготовления качественной платы наверное проще заказать готовое.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз
×
×
  • Створити...