Перейти до вмісту

Легенда об «ИЖе»


ИЖ 2715

Recommended Posts

Первый автомобиль — МОСКВИЧ-408 (его производство было передано в Ижевск с московского АЗЛК) с эмблемой «ИЖ» на радиаторе — сошел с конвейера автозавода в ночь на 12 декабря 1966 года. До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль.

Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин. МОСКВИЧ-408 «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника. МОСКВИЧ-412, отличался большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и немного — внешним видом, благодаря чему стал настоящим хитом среди выпускаемой предприятием продукции. Выпуск этой модели продолжался до 1999 года — так она был любима на потребительском рынке. Всего же за 32 года производства было выпущено 2 317 493 таких автомобиля — это почти половина продукции предприятия, созданной более чем за 40 лет.

«412-й» стал основой для целой плеяды автомобилей, разработанных конструкторами Ижевского автозавода. Прежде всего, стоит упомянуть первый легкий развозной фургон ИЖ-2715 и первый советский пятидверный хэтчбек ИЖ-2125 («ИЖ-Комби»).

Ижевский «каблучок», фургон ИЖ-2715, появившийся в 1972 году, сразу занял подобающую нишу на рынке. У этого коммерческого автомобиля не было конкурентов в Советском Союзе и, кроме того, существовал повышенный устойчивый спрос за рубежом. Небольшой юркий автомобиль с приличной для такого «роста» грузоподъемностью завоевал доверие по всему свету. Поэтому в период с 1972 по 2001 год выпустили таких фургонов порядка одного миллиона. (Потом, в 90-х годах, появилась «Ода-Версия». В 2005 году «ИжАвто» вернулся к «каблучку» — правда, на базе вазовской «четверки»)

«Комби» была спроектирована еще в 1966 году, и в том же году автомобиль показали на дизайнерской выставке в Москве, однако в серию он пошел только в 1973 году. Необычная ступенчатая задняя часть кузова, широкая пятая дверь, большой багажник со складной задней полкой сделали эту модель весьма популярной на внутрисоюзном и внешнем экспортных рынках. Всего за 24 года (1973-1997) собрано около 415 тысяч таких автомобилей.

Рекордный выпуск продукции — почти 190 тысяч автомобилей — зарегистрирован в 1988 году. И география экспорта к этому времени (несмотря на сравнительно небольшие отгрузки) сформировалась обширная: Куба, Финляндия, Турция, Венгрия, Китай, Афганистан, Панама, Сирия, Никарагуа, Ямайка. В Венгрии в 1988 году функционировало, например, 59 технических станций по ремонту и обслуживанию автомобилей ИЖ.

Первый отечественный полноприводный автомобиль появился на Ижевском автозаводе в 1970 году. Это был полноприводный джип ИЖ-5 с оригинальным самоблокирующим дифференциалом. Год спустя на его основе был спроектирован и выпущен полноприводный автомобиль ИЖ-14. Немногим известно, что эта машина стала прототипом вазовской «Нивы». Оригинальная раздаточная коробка этого автомобиля позволяла переключаться с переднего моста на задний или на оба сразу. Примерно в это же время ижевские конструкторы занялись разработкой переднеприводного автомобиля, получившего имя ИЖ-13. Но оборонной промышленности не требовались такие детища подконтрольного предприятия. Перспективы многопрофильного развития оставили молодому гиганту АВТОВАЗу, а «ИжАвто» сосредоточился на выпуске заднеприводных автомобилей.

Еще одним перспективным направлением деятельности конструкторского бюро «ИжАвто» стала разработка гибридного автомобиля: с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Этот автомобиль был не только спроектирован, но и создан. Работы быстро продвигались вперед, тем не менее, из-за кризиса 90-х годов проект на заводе был свернут.

Второе дыхание

«Ода» родилась 14 сентября 1990 года. В этот день был сварен кузов первого автомобиля ИЖ-2126 — пятидверного «хэтчбека» с традиционным задним приводом и двигателем ВАЗ-2106. В народе он получил название «Орбита», и только в 1999 году — современное официальное название «Ода». Впоследствии на его платформе стали выпускать фургоны ИЖ-2717, «пикапы» ИЖ-27171, ИЖ-212615. В 1991 году на базе автомобиля ИЖ-2126 появляется «универсал» ИЖ-21261 Fabula.

О том, что это были за автомобили, говорит следующее. Полноприводная «Ода» приняла участие в автопробеге «Евразийский путь», который увел автомобиль далеко на Север, за границу полярного круга. «Ижевчанке» нипочем оказались 40-градусные морозы, длинные расстояния и поход по снежной пустыне. Что касается обычной «Оды» и «Фабулы», то первая из них прошла путь от Москвы до Владивостока, а вторая — обратно, причем обе — без серьезных поломок.

Длительный перерыв в освоении новых моделей на Ижевском автозаводе был вызван экономическим кризисом 90-х годов. Объемы производства упали до 10 тысяч автомобилей в год, при мощности предприятия в 220 тысяч. Начались массовые сокращения рабочих и задержка выплат заработной платы. Исправить ситуацию на Ижевском автозаводе не помогло и соглашение о сборке ижевских коммерческих автомобилей на территории Белоруссии, достигнутое во время визита в Удмуртию президента республики Александра Лукашенко в феврале 1999 года.

Второе рождение автозавода наступило в 2000 году. Новое руководство предприятия, среди которых и специалисты АВТОВАЗа, смогли поднять производство. Одним из первых шагов стал выпуск на площадях автозавода любимой многими «шестерки» (за все годы выпущено 133 тысячи ВАЗ-2106), два года спустя в Ижевск было переведено производство «универсала» ВАЗ-2104 (всего в Ижевске собрано около 120 тысяч «четверок»). Общее количество собранных в Ижевске вазовских моделей на сегодняшний день — более 250 тысяч.

В 2004 году ОАО «ИжАвто» занимало второе место в Российской Федерации по производству легковых автомобилей после АВТОВАЗа. За период 2000-2004 гг. объем производства предприятия увеличился почти в 4 раза, а рыночная доля продукции автозавода возросла с 3% до 8%.

Однако под влиянием целого ряда факторов (моральное устаревание модели, падение объемов продаж на 32% и убыточность производства автомобилей марки ИЖ) было принято решение о снятии автомобилей этого семейства ИЖ с производства (возвращение произошло только в декабре 2005 года, когда на конвеер автозавода встал новый фургон ИЖ-27175 — на базе «Оды» и ВАЗ-2104, на сегодняшний день собрано более 25 тысяч ИЖей). Также были снижены объемы производства автомобилей ВАЗ. Выходом из сложившейся ситуации стало соглашение с KIA Motors Corporation.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • 5 місяців потому...

ИЖ «ЗИМА-1? (1965г.) – первый прототип разработанный инженерами только открывшегося в Ижевске автозавода. Коллектив специалистов, хорошо знающих возможности оборудования первой очереди завода, разработал и даже построил оригинальный двухдверный автомобиль, именовавшийся между собой «ЗИМА» («Завод ижевских малолитражных автомобилей»).

В марте 1966 г. увидела свет «ЗИМА-II» с четырехдверным кузовом. Оба варианта имели рамную конструкцию и упрощенный кузов, все панели которого изготовили методом прокатки и гибки.

post-3619-1318779572,86_thumb.jpg

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • 1 рік потому...
  • 2 тижні потому...
  • 1 рік потому...

Артемий Лебедев

ИжМаш 2001 год

http://tema.ru/travel/izhevsk.2001/

Интересные фото. Я не знал, что в Ижевске 412 делали до 2001 года.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз
×
×
  • Створити...