Перейти до вмісту

Бесконтактная система зажигания (БСЗ) автомобиля АЗЛК-21412


Recommended Posts

Электронные системы управления режимами работы двигателя

 

С целью обеспечения оптимальных режимов работы двигателя и улучшения его эксплуатационных параметров на часть автомобилей АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412 устанавливается бесконтактная система зажигания (БСЗ).

На рис. 1 приведена электрическая схема подключения узлов БСЗ в схему электрооборудования автомобиля АЗЛК-21412. Система бесконтактного зажигания автомобиля АЗЛК-2141 практически имеет одинаковые параметры с БСЗ автомобиля АЗЛК-21412 и отличается лишь отдельными конструктивными элементами. Работают системы в следующих комплектациях:

7faa5b21371d.png

Системы ЭПХХ, применяемые при БСЗ, те же, что и при классической системе зажигания.

Комплектующие элементы ЭПХХ обеих моделей автомобилей:

fc33e10b16a0.png

Бесконтактная система зажигания

БСЗ перед классической (контактной) системой зажигания имеет следующие преимущества:

- биение и вибрация бегунка в датчике-распределителе практически не оказывают влияние на равномерность распределения искрообразования по цилиндрам двигателя;

- отсутствие в датчике-распределителе подвижных контактов прерывателя существенно повышает надежность и упрощает техническое обслуживание датчика (отпадает необходимость периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними);

- обеспечение системой повышенной энергии разряда, значительно улучшает надежность воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя, что особенно важно на режимах разгона автомобиля, когда условия для воспламенения смеси неблагоприятны из-за временного обеднения смеси;

- обеспечение надежного пуска двигателя при низких температурах, значительно снижающих напряжение в бортовой сети автомобиля (БСЗ практически не вызывает изменения параметров искрообразования даже при падении напряжения до 6 В).

Рис.1

8d3ab9963b5ft.jpg

Коммутация первичной обмотки 28 (см. Рис.2) катушки зажигания в БСЗ производится электронным коммутатором 51 с помощью мощного транзистора, работающего в ключевом режиме, преобразующего управляющие импульсы датчика 12 в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Для повышения энергии искрообразования первичная обмотка 28 выполнена с малой величиной активного сопротивления (0,45 Ом), благодаря чему максимальная сила тока в первичной обмотке катушки перед искровым разрядом достигает большой величины (до 10 А, вместо 3...5 А у катушек классической системы зажигания). Поэтому катушки БСЗ невзаимозаменяемы с катушками классической системы зажигания. Применение их в классической системе зажигания приведет к немедленному выгоранию контактов прерывателя.

Рис.2

39ab6dfe13b1t.jpg

Энергия искрового разряда при использовании БСЗ на средних оборотах вращения коленчатого вала в 3...4 раза выше, чем при классической системе зажигания, в связи с этим даже значительное отложение нагара на свечах зажигания не оказывает существенного ухудшения искрообразования в цилиндрах двигателя.

Схема коммутатора обеспечивает защиту катушки зажигания от перегрузки, повышая надежность и срок службы всей системы.

После остановки двигателя первичная обмотка катушки зажигания принудительно отключается, что обеспечивает сохранность катушки при длительной стоянке автомобиля с включенным зажиганием при неработающем двигателе.

Рис.3

3ecb3816301et.jpg

В бесконтактной системе зажигания, вместо распределителя зажигания, установлен датчик-распределитель. Изображение датчика-распределителя типа 54.3706, устанавливаемого на автомобиле АЗЛК-21412 дано на Рис.3. В датчике-распределителе взамен контактов прерывателя используется магниточувствительный полупроводниковый элемент — электронный микропереключатель 12, работа которого основана на физическом эффекте Холла.

Для учета влияния режимов двигателя (частота вращения коленчатого вала и нагрузка) на величину угла опережения зажигания в конструкции датчика-распределителя предусмотрены центробежный механический и вакуумный автоматический регуляторы, сходные с аналогичными автоматами классических систем зажигания.

Распределение высоковольтных импульсов по цилиндрам двигателя в датчике-распределителе производится с помощью вращающегося бегунка 10.

Для обеспечения помехоподавления в БСЗ применяются экранированные наконечники свечей с встроенными резисторами сопротивлением 5600+-560 Ом.

Рис.4

fa475b095ed1t.jpg

Обозначение:

1. Вакуумный регулятор.

2. Промежуточная опора.

3. Валик с центробежным автоматом.

4. Корпус датчика-распределителя.

5. Ведомая пластина с осями пружин.

6. Замыкатель.

7. Подвижная пластина с втулкой.

8. Резистор.

9. Крышка.

10. Бегунок.

11. Вилка.

12. Электронный микропереключатель (датчик Холла).

13. Отрицательный контакт.

14. Положительный контакт.

15. Контакт микропереключателя.

16. Тяга вакуумного регулятора.

17. Мембрана вакуумного регулятора.

18. Кольцевой магнитопровод.

19. Изоляция.

20. Сердечник.

21. Пружина.

22. Крышка.

23. 26. Зажимы катушки.

24. Контактный наконечник провода.

25. Вывод высоковольтного провода.

27. Вторичная обмотка.

28. Первичная обмотка.

29. Кожух.

30. Фарфоровый изолятор.

31. Изолируемый слой.

32. Внутренний проводник.

33. Наружный проводник.

34. Провод высокого напряжения.

35. Колпачок.

36. Контактная втулка наконечника свечи.

37. Изолятор наконечника.

38. Экранирующий кожух наконечника.

39. Резьбовая втулка.

40. Контактная втулка центрального электрода.

41. Изолятор.

42. Корпус свечи.

43. Уплотнительная прокладка.

44. Теплоизоляционная прокладка.

45. Герметизирующий токопроводящий стеклогерметик.

46. Контактный стержень.

47. Центральный электрод.

48. Боковой электрод.

49. Блок управления.

50. Катушка зажигания.

51. Электронный коммутатор.

52. Датчик-распределитель.

53. Датчик-винт.

54. Свеча с экранированным наконечником 35.3707.200.

55. Электромагнитный клапан.

В приложении статья в формате pdf

БСЗ-2.zip

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Из другого источника.

Бесконтактная система зажигания

8f907f59339at.jpg

Коммутация первичной обмотки катушки зажигания в БСЗ производится электронным коммутатором 2 с помощью мощного транзистора, работающего в ключевом режиме. Электронный коммутатор преобразует управляющие импульсы датчика-распре¬делителя 5 в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажи¬гания 1. Для повышения энергии искрообразования первичная обмотка катушки зажигания БСЗ имеет малое активное сопротив¬ление (0,45 Ом). Поэтому максимальная сила тока в первичной обмотке катушки зажигания перед искровым разрядом может достигать большого значения (до 10 А, вместо 3 ... 5 А у катушек классической системы зажигания). Катушки БСЗ не взаимоза¬меняемы с катушками классической системы зажигания, так как их применение в классической системе приведет к немедленному выгоранию контактов прерывателя.

Энергия искрового разряда при использовании БСЗ возра¬стает до 45...50 МДж (вместо 10...15 МДж) при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя, а на максимальной частоте вращения уменьшается всего до 35 МДж, в то время как у классических систем зажигания эта величина снижается до 7...8 МДж. В связи с этим даже значительное отложение нагара на свечах зажигания не ухудшает существенно искрообразование в цилиндрах двигателя. Схема коммутатора обеспечивает защиту катушки зажигания от перегрузки, что, в свою очередь, повышает надежность и срок службы системы в целом.

Максимальная сила тока в первичной обмотке катушки ограничена 8...9 А, что исключает вредное воздействие различных факторов, например, повышение напряжения в электрической сети автомобиля. Кроме того, после остановки двигателя первичная обмотка катушки зажигания принудительно отключается, и дли¬тельность стоянки автомобиля с включенным зажиганием и неработающим двигателем не сказывается на работе катушки, тогда как при классической системе зажигания такой режим является разрушающим как для катушки, так и для прерывателя.

Устройство БСЗ.

Вместо прерывателя-распределителя классической системы зажигания в БСЗ установлен датчик-распреде¬литель 5, в котором вместо контактов прерывателя используется магниточувствительный полупроводниковый элемент (бесконтактный микропереключатель). Для учета влияния режимов работы двигателя (частоты вращения коленчатого вала и нагрузки) на угол опережения зажигания в конструкции датчика-распределителя предусмотрены механические центробежный и вакуумный автоматические регуляторы, сходные с аналогичными автоматами классических систем зажигания. Распределение высоковольтных импульсов по цилиндрам двигателя в датчике-распределителе осуществляется традиционным механическим способом с помощью вращающегося бегунка.

Для обеспечения помехоподавления в БСЗ используются надеваемые на свечи зажигания экранированные наконечники c встроенными резисторами сопротивлением (5600±500 Ом).

На автомобилях моделей 2141 и 21412 БСЗ применена впервые, причем электронные системы обеих моделей имеют практически одинаковые параметры и отличаются лишь отдельными конструктивными элементами. БСЗ автомобиля мод. 2141 с двигателем 2106-70 состоит из следующих элементов:

- электронного коммутатора типа 36.3734;

- датчика-распределителя типа 54.3706;

- катушки зажигания типа 27.3705;

- свечных наконечников типа 35.3707.200;

- свечей зажигания типа А17ДВ-10.

Основные отличия БСЗ автомобиля мод. 21412 (с двигателем 331.10) заключаются в применении датчика-распределителя типа 54.3706, свечных наконечников типа 36.3707.200 и свечей зажигания типа А20Д2. Параметры искрообразования систем БСЗ обоих автомобилей одинаковы: энергия индуктивной фазы искрового разряда до 50 МДж при длительности разряда 1,6 мс. Максимальное вторичное напряжение (при стандартном сопротивлении 1 МОм) 25 кВ. Скорость нарастания вторичного напряжения более 600 В/мкс.

Уход за БСЗ и его обслуживание.

При эксплуатации БСЗ на автомобиле необходимо обращать внимание на состояние контактных соединений в цепях низкого и высокого напряжения, в частности соединителей (разъемов) датчика-распределителя и электронного коммутатора, а также на состояние поверхности пластмассовых крышек датчика-распределителя и катушки зажигания. Загрязнение указанных поверхностей может привести к утечке тока цепи высокого напряжения и вызвать перебои в работе двигателя.

Ниже приведены возможные неисправности БСЗ и способы их устранения.

При техническом обслуживании БСЗ следует протереть чистой тканью, смоченной в бензине, загрязненные поверхности крышки (снаружи и изнутри) и бегунка датчика-распределителя, корпус электронного коммутатора, крышку катушки зажигания. Устанавливать на место крышку датчика-распределителя следует после полного испарения бензина. Одновременно проверяют надежность всех электрических соединении в цепях низкого и высокого напряжения, а также целостность резиновых защитных колпачков на этих соединителях.

be1416a8653bt.jpg

71f8ec7fb4c7t.jpg

В приложении статья в формате pdf

BSZ-1.zip

  • Upvote 1
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть для коментування

Ви повинні бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтесь для отримання акаунту. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз
×
×
  • Створити...